Мы, представители Всероссийского общественного движения «Суть времени», представители Иркутского городского родительского комитета, представители Общественной организации Профсоюз граждан России, а также другие представители патриотической оппозиции и граждане Иркутской области, пришедшие на пикет общей численностью более 300 человек, обеспокоены содержанием Проекта региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Иркутской области (далее Региональная стратегия), которую планируется принять Законодательным собранием в ближайшей перспективе.
В Российской Федерации принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее Национальная стратегия), принята без общественного обсуждения, в беспрецедентно короткие сроки. Этот факт и само содержание Национальной стратегии вызвали в нашей стране широкое общественное возмущение. Национальная стратегия написана с учётом Стратегии Совета Европы по защите прав ребёнка на 2012-2015 гг., т.е. она открывает двери западным ювенальным технологиям в том виде, в котором они сложились там к сегодняшнему дню. А это самые широкие основания для изъятия детей из семьи, это разрушение основ семьи, это растление малолетних детей под видом сексуального просвещения. И приводит это совсем не к улучшениям в области защиты прав детей. По оценкам французских специалистов, из 2 млн. социальных сирот во Франции около 1 млн. отнято незаконно. Изъятия детей органами опеки приводит к увеличению количества самоубийств, как среди родителей, так и среди детей. В Германии в сентябре 2012 года в 14 городах прошли акции протеста родителей, пострадавших от немецких органов опеки, применяющих ювенальные технологии. В Финляндии антифашистский комитет борется с ювенальной юстицией, а его глава Йохан Бекман называет её современной скрытой формой фашизма. Таким образом, возмущение российской общественности неудивительно и вполне обосновано.
В рамках Национальной стратегии в Государственной думе в этом году рассматривались законопроекты №№ 42197-6 и 3138-6, коротко называемые «О социальном патронате» и «Об общественном контроле». Такое активное продвижения западных ювенальных технологий в семейное законодательство России вызвало широкое возмущение общественных и православных организаций, а также простых граждан. В Государственную думу Российской Федерации в июне 2012 года были переданы 70 тыс. подписей против принятия этих законопроектов, Президенту Российской Федерации в сентябре 2012 года было передано более 140 тыс. подписей против принятия законопроектов. Кроме этого, в газете «Известия» было опубликовано письмо, также против принятия законопроектов, подписанное видными деятелями науки и культуры России, общее количество подписей составляло 42, а впоследствии увеличилось до 147. Ну и, конечно, по стране прошло большое количество акций протеста. Это всё привело к тому, что рассмотрение проблемных законопроектов отложено на неопределённый срок.
Сейчас в Иркутской области, несмотря на масштабы протеста в стране, планируется принять Региональную стратегию, которая основана на Национальной стратегии, а кроме этого напрямую ссылается на Стратегию Совета Европы по защите прав ребёнка на 2012-2015 годы, и вообще в целом на европейские акты и нормы международного права. То есть планируется не только на федеральном уровне, но и на уровне Иркутской области полномасштабное введение западных ювенальных технологий. Ознакомившись с текстом Проекта Региональной стратегии, мы приходим к выводу, что он полностью соответствует термину «ювенальная юстиция» в самом негативном его значении. Основные замечания к Проекту Региональной стратегии следующие:
1. Ключевым принципом Региональной стратегии является защита прав каждого ребёнка, что является ключевым моментом западной ювенальной системы. Но это в корне отличается от традиционных подходов к вопросу семьи и детства в России. В советском законодательстве присутствовал приоритет воспитания ребёнка в нужном направлении над его «правами и интересами», этот принцип соответствует вообще русской культуре воспитания детей. Таким образом, налицо замена ключевого вопроса воспитания детей в нужном направлении на защиту прав и интересов каждого ребёнка. В этом случае де-юре права детей получают приоритет, что неминуемо создаёт дискриминацию прав родителей, в частности, их права на воспитание детей, установленное в статье 38 Конституции РФ.
2. Задача «создание ювенальных судов и инфраструктуры детского судопроизводства» может привести к неоправданному вмешательству государства во внутренние дела семьи и в любые семейные конфликты, в которых затронуты дети. Между тем, в Российской действительности система наказаний несовершеннолетних уже давно изменена и либерализована даже более, чем в ряде западных стран. Что касается приоритетности мер воспитательного воздействия для несовершеннолетних правонарушителей, то и здесь законодательство позволяет не уступать странам, в которых практикуются ювенальные технологии. Либеральность отечественного уголовного судопроизводства в отношении указанной категории граждан находит свое выражение и в том, что при совершении несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести, он может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. За более тяжкие преступления несовершеннолетним дают минимальные наказания, как правило, не связанные с лишением свободы. В такой ситуации утверждать, что наше законодательство нуждается в ещё большей либерализации
в отношении преступлений несовершеннолетних, вряд ли обоснованно. Имеющаяся система норм права предусматривает повышенную защиту прав детей и подростков и дополнительные гарантии при осуществлении правосудия с их участием.
3. Ставится задача «обеспечение правового обучения и воспитания детей», что предполагает получение детьми знаний в области прав ребёнка и практического применения полученных знаний. Если говорить простым языком, то детей будут приучать жаловаться на родителей, ведь обучать этому будут всех детей. Такой подход никак не способствует нормальным взаимоотношениям в семье, а, наоборот, взрывает семейные взаимоотношения.
4. Ряд пунктов Региональной стратегии способствует растлению детей. Это и проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних, и создание клиник, дружественных к детям, что на деле только пропагандирует раннюю половую жизнь. Не указано, что включает в себя курс проведения просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних, считаем нецелесообразным влияние на столь деликатную тему не описанного в проекте круга лиц. Не уточнено также, что в себя включает курс просветительской работы, кем будет преподноситься подобная растлевающая нравственность ребенка информация, с какого возраста. Фактически здесь закладывается программа развращения молодежи.
5. «Осуществление сбора социальной информации о подростке, условиях жизни и воспитания, уровня его психического развития, позволяют максимально учесть интересы ребенка и защитить его права в гражданском процессе, а в уголовном – правильно назначить меру наказания и составить впоследствии индивидуальную программу ресоциализации этого подростка» обеспечение активного использования сторонами в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания. Недопустимыми видятся сбор, электронная обработка, хранение и несанкционированное распространение избыточных персональных данных, касающихся семейной жизни. Положения Проекта противоречат статье 23 Конституции РФ, гарантирующей право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, статьи 24 Конституции РФ, согласно которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
6. Ставится задача расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности, включая образовательный и воспитательный процессы. Согласно Конституции РФ, гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, частичная дееспособность гражданина наступает с четырнадцати лет. Указанные возрастные пределы установлены неслучайно, т.к. именно с ними законодатель связывает достижение ребенком способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Способность десятилетнего ребенка осознавать характер и последствия принимаемых им решений вызывает сомнения.
7. Из вводной части Проекта Региональной стратегии ясно видно, что основной причиной проблем в области детства является бедственное материальное положение огромного количества семей. Более 60% многодетных семей имеют подушевые доходы ниже прожиточного минимума, а это соответствует понятию нищета. Реально же бедными можно признать подавляющее большинство таких семей. В Проекте Региональной стратегии, конечно, предлагается бороться (не искоренять) с бедностью, но наивно полагать, что уровень помощи сможет существенно изменить положение.
8. Одновременно в Проекте прописано требование максимальной реализации потенциала каждого ребёнка в части его образования, воспитания и т.д., Понятно, что основная ответственность по реализации этих требований ляжет на родителей, что при реальном материальном положении семей практически всех родителей можно будет причислить к нарушающим права детей.
9. «Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним». Под такое предельно расширительное толкование понятия насилия в семье могут подпадать практически все методы и способы дисциплинирующего воздействия родителей на своих детей. Кроме того не определено, что понимается под «безопасным и комфортным семейным окружением, в условиях которого соблюдаются права ребенка».
10. В проект включены такие положения, как «внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий», - Важно учитывать сложную организацию семейной жизни, где тесно переплетаются социальные, психологические, бытовые, физиологические, финансовые, культурные и другие факторы. Вмешательство должностных лиц в эту область может повлечь за собой трагические ошибки, перегибы, злоупотребления, жертвами которых станут в первую очередь сами дети. В национальном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется.
11. Включена в проект задача по «реорганизация деятельности существующих образовательных учреждений профессионального образования
посредством организации в них инклюзивного образования детей и молодых людей, имеющих инвалидность»; Однако не стоит цель - исследование готовности детей и молодежи инклюзивному образованию; Исследование предпочтений детей и молодежи в этой сфере внедрения новшеств образовательной системы.
12. «Создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома» - не понятно, что именно за противоправный контент существует, по мнению составителей проекта, в семье. Данное положение заведомо содержит в себе условия, угрожающие ребенку со стороны семьи, но в какой мере, со стороны кого именно не установлено. Семья не рассматривается как целое, имеющее единую экономику и единые интересы. Дети отчуждаются от родителей.
Стратегия нашему региону бесспорно необходима. Но согласно конституции России: “обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства”, поэтому необходимо в первую очередь ставить цель в поддержке семьи, внеся эту конституционную гарантию в заголовок стратегии, а часто встречаемое по тексту “во имя ребенка” - заменим на “во имя ребенка и в первую очередь его семьи”.
Текст изобилует “общепризнанными принципами и нормами международного права”, гораздо роднее и понятнее в качестве основы звучит - “традиционные культурные и нравственные ценности”.
В проекте полностью проигнорированы очень важные вопросы системы кадетского образования, активно функционирующей в настоящее время. Кадетское образование, кадетские образовательные организации, имеющие очевидные существенные особенности, отличающие их от других образовательных организаций, даже не упомянуты в проекте. Отказ разработчиков проекта от установления правовых основ кадетского образования ведёт к ликвидации огромного объёма образовательной деятельности, связанной с накопленным огромным позитивным педагогическим опытом
Мы считаем, что вмешательство государства в жизнь семьи возможно - только как крайняя мера, когда совершаются антиобщественные, уголовные действия, но даже и в этом случае, обязательно, необходимо вносить персональную ответственность для лица, принимающего решение в судьбе вверенной ему, законом, семьи.
Позволим себе напомнить, что на официальном сайте Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области был размещен Проект региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Иркутской области - для общественного обсуждения только 26 октября 2012 года. Обращаем внимание на указание, что «все замечания и предложения по Стратегии принимаются до 29 октября 2012 года, то есть было дано только 3 дня на внесения замечаний и предложений. Тем самым, ущемив нас, граждан Российской Федерации, проживающих на территории Иркутской области, в изучении, осмыслении положений указанного выше проекта, тем более подготовки отзыва, замечаний либо поправок к тексту документа либо в проведении дискуссий по данному вопросу.
Формат резолюции не позволяет подробно описать все замечания и предложения к Проекту Региональной стратегии, но мы считаем, что в существующей редакции принимать Региональную стратегию категорически нельзя. Мы считаем, что всё, что касается детей, должно предельно широко и глубоко обсуждаться. Поэтому в интересах семей Иркутской области предлагаем:
1. отложить рассмотрение и принятие Проекта региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
2. организовать широкое общественное обсуждение содержания Проекта региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы посредством проведения встреч, круглых столов, заседаний в открытом формат с участием граждан, обсуждения в прессе и на телевидении;
3. использовать в качестве альтернативного варианта региональной стратегии Проект Федерального закона «Возрождение семьи в России на основе традиционных духовно-нравственных ценностей».
17 ноября 2012 г.
Координатор Иркутского отделения
Всероссийского общественного
движения «Суть времени» М.В. Ермаков
Председатель Иркутского городского
родительского комитета И.Е. Попова
Координатор по Иркутской области
Общественной организации
«Профсоюз граждан России» Г.Е. Варламов