Здравствуйте, уважаемый Сергей Владимирович!
Сегодня меня как мать и детского психолога волнует вопрос о принятии «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». На мой взгляд, подобные проекты должны разрабатываться и утверждаться с привлечением общественности и специалистов, прежде всего детских психологов, педиатров, педагогов дошкольного и школьного образования, и конечно, родителей. Очень обидно, что такой важный проект не обсуждался в СМИ, образовательных учреждениях нашей области, а только работниками администрации.
Предлагаю активное содействие в распространении и обсуждении данного проекта на уровне дошкольных образовательных учреждений. И несколько слов о самом проекте, почему он меня скорее пугает, чем радует как мать и специалиста в области детской психологии.
Самое основное и пугающее - в данном проекте практически не употребляется слово «семья». И скорее всего это не случайно. Принято считать, что самой дружественной к ребёнку системой является семья, а авторы ищут какие-то другие системы. Наличие семьи оказывается недостаточным. Ребёнок воспринимается сам по себе. Он превращается в субъект, с которым государство начинает выстраивать отношения, не обращая внимания на родителей. А ведь известна проблема адаптации к самостоятельной социальной жизни выпускников детского дома, им очень сложно самим принимать решения, планировать свою жизнедеятельность, конечно, такими людьми хорошо управлять, но мы же не к этому должны стремиться. Ведь основной целью образования и воспитания является развитие творческой личности, индивидуальности и уникальности каждого человека, и это, прежде всего, происходит в семье.
В данном документе много общих слов и пустых инициатив, например:
Третий принцип Стратегии: максимальное развитие потенциала каждого ребёнка.
Кто устанавливает и определяет максимум, что под ним подразумевается и каким образом его раскрывать.
Четвёртый принцип Стратегии: сбережение здоровья каждого ребенка.
Государственная забота о здоровье детей должна быть неотъемлемой составляющей любой Национальной стратегии, это здорово и хорошо,
однако, почему тогда закрывают физкультурные залы в дошкольных учреждениях и делают из них групповые помещения, а сами групповые помещения наполняют детьми с превышениями требований СанПина. Опять одни слова, где же соблюдение прав ребенка в этом случае (при норме наполнения СанПина!!! в группах раннего возраста 12-15 человек, списочный состав, представленный Департаментом образования -25!). И о каком здоровьесбережении мы можем говорить?
Так, в проекте заявляется о необходимости медицины, дружественной к детям. Под этим обычно понимается создание медицинских центров, в которых детей принимают без уведомления родителей. Подобная скрытность обычно востребована в случае лечения заболеваний, передающихся половым путём. Такие центры также могут делать тайные аборты несовершеннолетним. Таким образом, существование «дружественной» медицины оборачивается поощрением ранней половой жизни. Аналогичную функцию выполняют и центры охраны репродуктивного здоровья.
В заключении еще раз хочу подчеркнуть, что подобные проекты должны разрабатываться и приниматься с привлечением большего числа людей, а не только руководителей каких-либо учреждений. Ведь каждый заинтересован в создании позитивного будущего для своих детей, тем более общественность сегодня совсем неравнодушная.
В свою очередь, готова оказывать и оказываю, всяческое содействие в формировании культуры Семьи и развитии уникальной Личности каждого ребенка.
С искренними пожеланиями крепкого сибирского здоровья,
член Профессиональной Психотерапевтической лиги РФ.