2012-10-05 10:37 Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов сделал заявление по проекту федерального закона № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства». |
![]() |
||
Принятый 25 сентября 2012 в первом чтении законопроект направлен на восстановление на федеральном уровне института социального патроната, существовавшего до 2008 года (до принятия Федерального закона «Об опеке и попечительстве») в ряде регионов страны. Институт социального патроната, по замыслу авторов законопроекта, должен стать правовой основой для своевременного выявления семей с детьми, находящихся в социально опасном положении и последующего проведения с такими семьями индивидуальной профилактической работы органом опеки и попечительства, при необходимости с участием образовательных, медицинских организаций, организациями, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По словам Павла Астахова хорошо зарекомендовавшие себя в некоторых регионах РФ меры социальной поддержки и реабилитации так называемой «неблагополучной семьи» должны быть использованы и распространены на всю Россию. Здесь нет смысла убеждать тех, кто сам прочувствовал, что государство может не только наказывать, отбирать и запрещать, а становится помощником, другом и партнером в важнейшем деле – возвращения неблагополучных или попавших в трудную жизненную ситуацию семей с детьми к нормальной жизни, восстановлению в них здорового нравственно-психологического климата, исправлению кризисного материального положения. Так как это происходит в Белгородской, Тюменской области, Краснодарском крае, где действуют Программы помощи семье, попавшей в ситуацию социального неблагополучия.
«Прежде чем вынести законопроект на следующее чтение, его необходимо серьезно доработать и, главное, – вынести на максимально широкое обсуждение с участием родительской общественности. Закон должен быть гуманным, понятным, справедливым и четким, дабы максимально защитить семьи с детьми от малейшего произвола чиновников и их «усмотрения». В законе необходимо предусмотреть максимально детализированный механизм (буквально алгоритм) всех действий чиновника, осуществляющего вмешательство в семью, дабы избежать необоснованного или чрезмерного вторжения в частную жизнь семьи, которая защищена Конституцией России. А при наличии объективных оснований для такого вмешательства - закрепить в законодательстве обязательный порядок осуществления видео-фотосъемки при обследовании семьи и строго регламентированную процедуру проведения такого обследования», - подчеркивает Уполномоченный. «В Законе должны быть четко прописаны и установлены надежные гарантии защиты семьи от произвола и злоупотреблений со стороны чиновников, - считает Павел Астахов. – Его принятие в имеющейся на сегодняшний день редакции может лишь усугубить и так нелегкую ситуацию с российскими семьями, испытывающими проблемы материального, социального и просто человеческого плана и нуждающимися не в деструктивном вмешательстве, а в конструктивной помощи и действенной поддержке государства».
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает расширить круг обсуждения законопроекта и провести дополнительные консультации перед принятием такого резонансного, социально значимого законодательного акта, т.к. документ уже вызвал активное неприятие и критику, в том числе со стороны родительской и научной общественности.
Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
Фото: РИА Новости
|