Швабауэр Анна Викторовнакандидат юридических наук, адвокат,эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи в С-Петербурге и Ленобласти
Вопрос: Допустимо ли принудительное отстранение от посещения учебного заведения, детского садаребенка, в отношении которого родители отказались от пробы Манту и получения заключения фтизиатра?
Ответ: Нет, это незаконно.
Обоснование: Согласно абзацу 2 пункта 5.7. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», утв. ПостановлениемГлавного государственного санитарного врачаРФ от 22 октября 2013г. No60 (далее также –Санитарные правила) «дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания».Толкование и применение указанного положения требует системного анализа действующего законодательства. Законодательство РФ не обусловливает возможность посещения ребенкомдетского сада (школы) проведениемв отношении него туберкулинодиагностики, получениемзаключения фтизиатралибо участиемв иных противотуберкулезных мероприятияхпо следующим основаниям. В соответствии с пунктом1 части2 статьи20 ФЗРФ от 21 ноября 2011г. No323-ФЗ «Обосновах охраны здоровья граждан в РФ»медицинское вмешательство в отношении ребенка, не достигшего 15-летнего возраста, осуществляется на основании информированного добровольного согласия
2одного из родителей ребенка, за исключением особых случаев, указанных в части 9 статьи20 (устранение угрозы жизни и т.п.).По статье1ФЗРФ от 18 июня 2001 г. No 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» (далее –ФЗ No 77-ФЗ) «противотуберкулезная помощь-совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом и проводимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях...». Такие виды медицинского вмешательства как проба манту, диаскинтест, посещение фтизиатраи т.п., нацеленные на выявление туберкулеза, относятся к «противотуберкулезной помощи».Согласно пункту1 статьи7 ФЗ No 77-ФЗ«оказание противотуберкулезной помощибольным туберкулезом... осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина». По пункту3 статьи7 ФЗ No 77-ФЗ «Противотуберкулезная помощьнесовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет ... оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из его родителей..., за исключением случаев, предусмотренных статьями 9и 10настоящего Федерального закона и другими федеральными законами». Исключения из принципа добровольности (статьи9, 10) распространяются на диспансерное наблюдение и лечениелиц с установленным диагнозомтуберкулеза.Действующим законодательством РФ не предусмотрено никаких последствий отказа от пробы Манту, от рентгена, от посещения фтизиатра, от других мероприятий противотуберкулезной помощи в виде ограничений в допуске к посещению детского сада или школы. Согласно части1 статьи43 Конституции РФ: «Каждыйимеет право на образование». В соответствии с пунктом 2 части1 статьи3 ФЗ РФ от 29
3декабря 2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в РФ»: «Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминациив сфере образования». Согласно части3 статьи5 ФЗ РФот 29 декабря 2012г. No273-ФЗ «Об образовании в РФ» «в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования». Постановление Главного государственного санитарного врачаРФ от 22 октября 2013г. No60 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», в частности, п. 5.7. о получении заключения фтизиатра для посещения детского сада, не отменяет действие норм федеральных законов,требующих согласиеродителейна осуществление противотуберкулезных медицинских вмешательств в отношении ребенка. Это касается и других положенийуказанныхСанитарных правил. В частности, согласно п. 5.1. Санитарных правил«Проба Манту проводится 2 раза в год детям, не вакцинированным против туберкулеза, не привитым против туберкулеза по причине отказа родителей от иммунизации ребенка, до получения ребенком прививки против туберкулеза». Однако и это правило действует только при наличии согласия родителей. Кроме того, в отношении п. 5.7. Санитарных правилпринято решение Верховного суда РФ от 17 февраля 2015г. NoАКПИ14-1454, в котором прямо сказано: «положение пункта 5.7Правил ... не регулирует отношения, связанные с оказанием противотуберкулезной помощи несовершеннолетнемув возрасте до пятнадцати лет, а также не предусматривает медицинского вмешательства без информированного добровольного согласиягражданина или его законного представителя на такое вмешательство, закрепленного в статье 20Федерального закона от 21 ноября 2011г. No323-ФЗ.
4Не устанавливает оспариваемое положение и ограничений прав на образованиев Российской Федерации гарантированных Федеральным закономот 29 декабря 2012г. No273-ФЗ».С учетом изложенного, отказ от противотуберкулезных мероприятий, в т.ч. от пробы Манту, от диаскинтеста, от рентгена, от посещения фтизиатра в отношении ребенка, не может быть основанием дляограничения права ребенка на образование, в том числе для принудительного отстранения ребенка от посещения учебного заведения.Навязываниеродителям Администрациями образовательных учрежденийперевода ребенка на дистанционные формы обучения(под предлогом сохранения права на образование в иной форме)является абсолютно незаконным. Согласно пункту 1 части3 статьи 44 ФЗРФ от 29 декабря 2012г. No273-ФЗ «Об образовании в РФ»родители несовершеннолетних обучающихся имеются право выбора «формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность».Отметим также, что позиция о недопустимости каких-либо ограничений права детей на образование при отказе родителей от туберкулинодиагностикивыражена в официальном разъяснении экс-Уполномоченного по правам ребенкапри ПрезидентеП.А. Астахова (письмо от 2 марта 2016 года No УПР/025, приложено)